Сарафан – это разновидность платья. Его главным отличительным признаком от других видов платья является отсутствие рукавов. Несколько веков подряд сарафан был традиционным элементом женской одежды у многих народов мира. Его носили как простолюдинки, так и знатные особы. Фасон сарафана и ткань, из которой он был сшит, могли рассказать многое о его хозяйке, о ее положении в обществе.
И сейчас сарафаны не теряют свою популярность. Их разнообразие позволяет девушкам подобрать свой вариант: на каждый случай жизни, на любую фигуру, на все времена года.
Высоким и стройным девушкам подходят практически все виды сарафанов.
По длине сарафаны классифицируются на три типа:
- макси (в пол);
- миди (до колен);
- мини (до середины бедра).
Историческая справка
Русский народный сарафан появился примерно после 1300-х годов. Именно тогда это была мужская одежда, которая представляла собой достаточно узкое, длинное и распашное льняное одеяние. Очень долгое время практически ничего не изменялось. Первые упоминания о том, что русский народный сарафан стала носить не только мужская, но и женская половина населения, появились в 17-ом столетии.
Русские сарафаны можно увидеть на картинах русских же художников разных периодов
Тогда он представлял собой цельное льняное, хлопковое или шелковое платье в русском стиле, которое могло быть как с рукавами, пуговицами, украшениями, узорами, так и без них. Стоит отметить, что узоры служили не только декоративным элементом. Например, у молодых девушек преобладали геометрические фигуры: круги, овалы. Узоры выбирались тщательно, поскольку несли в себе смысловую нагрузку.
Сарафан — довольно нарядная и красивая одежда
А для повседневной носки у русских женщин были более простые варианты
Стоит заметить, что в то время к сарафанам относились не только распашные одеяния с рукавами или без. Ими называли и высокие юбки, к которым крепились узкие либо широкие лямки. В то же время в моде для всех слоев населения был привычен следующий образ: сарафан из полотна с яркими красками, душегреи, которую покрывали узоры, рубаха и невероятно красивый кокошник.
Вне зависимости от фасона, русские сарафаны сохраняют свой колорит и передают настроение народа
Традиционный образ русской красавицы
Чуть позже, в 18-ом и 19-ом столетии, русский сарафан был в моде как в европейской части России, так и в центральной, сибирской и в районе Волги. Его одевали практически все девушки (как замужние, так и нет) вне зависимости от положения в обществе или сословия: нарядные сарафаны, которые покрывали вышивка и узоры, одевались на празднества, в то время как в повседневной жизни крестьянки носили более простые модели. Рубаха и сарафан являлись своего рода «дресс-кодом» для крестьян, в точности как теперь фартук для горничной. В качестве верхней одежды обычно выступал жилет (душегрея) либо шубка.
Нарядный сарафан для знаменательных событий
И только в середине 19-ого – начале 20-ого века сарафаны, жилет в русском стиле стали сменять юбки в тандеме с пальто. В моде была тенденция шить эти две вещи из одного материала. Такое сочетание получило название костюм «парочка».
Виды тканей для платья на лето
Существует много видов тканей. Они делятся на натуральные, искусственные, смесовые, синтетические.
Натуральные ткани
Могут быть растительного или животного происхождения.
Распространенные хлопок и лен относятся к первому виду. Ко второму – натуральные шелк и шерсть.
Преимущества хлопковой ткани.
- На вершине популярности – хлопок. Одежда из него легкая и приятная к телу. Летнее платье из 100% хлопка – вариант на каждый день. Материал воздухопроницаемый, поэтому не будет прилипать к телу. Подойдет для работы в офисе или прогулок.
- Много видов тканей создано на базе хлопка. Один из них – ситец, тонкий и воздушный, он позволит коже дышать. Гладкокрашеным ситцем считается одинаково прокрашенный с обеих сторон – изнаночной и лицевой. Он однотонный, но имеет богатую палитру цветов. Набивная ткань отличается нанесенным на нее печатным рисунком. В давние времена такие нанесения делались вручную; сегодня в промышленных масштабах они отпечатываются на специальной технике, но название сохранилось. Яркий принт на ситце добавит летнему платью игривости и заметности.
- Другая разновидность хлопка – поплин. Мягкий и приятный на ощупь материал. Простой в уходе. Платье из поплина прослужит не один год. Он обладает износоустойчивостью, плотный, не будет просвечивать. Есть бонус к практичности – невысокая стоимость.
- Еще один вид, выполненный на основе хлопка и подходящий для летнего платья – сатин. Это гладкий и блестящий материал, натуральный, но чуть дороже в цене, чем хлопок, поплин или ситец. Вместе с тем, это альтернатива дорогостоящему шелку. Сатин мягкий, и платье из него будет «струиться» по телу. Он не мнется, и это его преимущество. Сохраняет свои качества после многих стирок.
- Кроме хлопка, популярностью в летнее время пользуется лен. С приходом жаркой погоды на витринах модных магазинов появляется несчетное количество платьев, сарафанов и других предметов одежды из этого материала. Признание льняных изделий оправдано: они легкие, свободные, приятные к телу. Подходящее для знойного лета, платье изо льна впишется в деловой гардероб и пригодится для поездок в отпуск. Главное – выбрать подходящий фасон.
Все перечисленные виды относятся к тканям растительного происхождения. Они экологичны и доступны по цене.
Ткани животного происхождения ценятся больше. Платье из натурального шелка обойдется гораздо дороже, чем из сатина или искусственных материалов. Технология производства ресурсоемкая (материал добывается из коконов тутового шелкопряда), поэтому готовые изделия отличаются дороговизной.
Натуральные шёлковые ткани обладают великолепным внешним видом и уникальными свойствами.
Шелк обладает характеристиками натуральных тканей: гигроскопичностью, воздухопроницаемостью, износостойкостью. Он экологичен и гигиеничен. Это значит, что в его волокнах не скапливаются вредные для здоровья вещества.
Шелк подходит для вечерних и коктейльных нарядов. Летом в нем нежарко, он подчеркнет фигуру, а изящный блеск драгоценного камня будет приковывать к себе внимание. Все натуральные ткани гипоаллергенны, то есть подходят для любых типов кожи.
Искусственные ткани
Не следует путать с синтетическими. Искусственные получают химическим путем, однако это не синтетика. Волокно у таких материалов натуральное – целлюлоза, древесина и т.д.
- К ненатуральным тканям из природных компонентов относится вискоза. Производится из целлюлозы. Это одна из альтернатив хлопку, не уступает ему ни в износоустойчивости, ни в воздухопроницаемости. Такая же мягкая и приятная на ощупь. А гигроскопичность (способность впитывать воду) выше, чем у льна. Вещи из нее выглядят привлекательно. Яркие цвета сохраняются надолго, ведь после многократных стирок они не линяют и не тускнеют.
- Все больший спрос приобретают бамбуковые платья. Такая ткань тоже подходит для летнего наряда. Она не дает коже перегреваться даже на палящем солнце. Поэтому это хороший выбор для отпуска в жарких странах. Материал тоже впитывает влагу, не выцветает и не дает усадку после стирок.
- Из целлюлозы производят модал. Он тоже относится к искусственным тканям, но близок к натуральным. Ему присущи все характеристики хлопка и вискозы: гигроскопичность, воздухопроницаемость, экологичность. Модал отличается тем, что меньше мнется. В его составе нет токсичных веществ, тем не менее его не принято относить к гипоаллергенным тканям. Поэтому тем, кто склонен к аллергическим реакциям, следует более осторожно относиться к вещам из такого материала.
Смесовые ткани
Это сочетание из натуральных и синтетических волокон. Позволяет соединить выгодные качества разных видов материала.
Характеристика смесовой ткани.
Из натуральных выбирают хлопок и добавляют к нему синтетическую нить.
Обладают износостойкостью, эластичны, им не грозит усадка или выцветание после стирок.
Основные отличия традиционного одеяния России
В этом, с первого взгляда, простом одеянии сочетались несколько отличий. В первую очередь, обязательно нужно отметить, что наряды были простыми. Вне зависимости от вида одежды, будь-то пальто, сарафан, полушубок либо жакет, все они имели достаточно простой силуэт. Обычно он был прямым или слегка расклешенным, хотя талия обычно не подчеркивалась.
Талия чаще всего не обозначалась
Цветовая гамма всегда была яркой и радостной. Особенно на тех нарядах, которые одевались на гуляния и празднества. Для повседневной работы у девушек были простые не яркие одеяния, которые не жаль было испачкать. А костюм на выход обязательно был яркой расцветки. На нем всегда присутствовали вышивка, узоры, ленты. В то время старались делать узоры и рисунки более объемными за счет комбинирования ярких цветных и черных нитей.
Праздничные сарафаны выглядели по-настоящему нарядно
Вышивка, как и узоры, также различалась. Рисунок, цвет и характер зависел от того, в какой губернии носился костюм. Например, Воронежская губерния отличалась более строгим стилем: представительницы прекрасно пола предпочитали носить одеяния, в которых преобладал черный цвет. Это добавляло не только строгости, но и изысканности. В то же время, центральные и северные области предпочитали более яркие узоры и вышивку. У них часто можно было встретить красные, синие, зеленые цвета. При этом характер вышивки отличался от остальных: зачастую встречалась двусторонняя техника. У южан чаще всего использовалась очень плотная вышивка красного цвета.
Частота расположения вышитых элементов и их цвет говорил о многом
Создание такой вышивки — это настоящее искусство, передаваемое из поколения в поколение
Из тканей преобладали как простые, так и более дорогие. Например, для повседневной работы выбиралось льняное одеяние, которое состояло из рубахи и сарафана либо высокой юбки на лямках. А для празднеств выбирали шелк, бархат и другие виды более дорогой ткани. На свадьбу облачались в белое одеяние, расшитое золотыми нитями. Хотя в целом, выбор материала напрямую зависел от достатка семьи.
Уход за материалом
Любая ткань требует ухода, иначе она быстро потеряет опрятный вид.
Неприхотлив в уходе хлопок. Стирать его можно в воде любой температуры, в зависимости от степени загрязнения. Платья белого цвета можно стирать с небольшим количеством отбеливателя.
При стирке следует придерживаться правила сортировки одежды по цвету. Например, белое с красным стирать не рекомендуется, крашеные материалы могут линять.
Не следует сушить тонкие вещи из хлопка или любого другого натурального материала в машине – центрифуга может их повредить. Сушить лучше в расправленном виде или на плечиках – так оно меньше помнется.
Не нужно сильно скручивать изделия при ручном отжиме.
Производители одежды рекомендуют стирать вискозу в деликатном режиме и не использовать агрессивные моющие средства.
Уход необходим шелку. Такие платья желательно стирать вручную, но не в горячей, а в чуть теплой воде. Во время стирки не тереть вещь сильно. И отжимать руками не скручивая. При этом можно завернуть вещь в сухое полотенце, чтобы лишняя влага впиталась в него.
Уход за одеждой из шелковой ткани.
В действительности уход за шелком лучше поручить химчистке, где о дорогой вещи позаботятся профессионально. При неправильном уходе шикарное шелковое платье может быстро прийти в негодность. Моющие средства следует выбирать для деликатных вещей. Гладить чуть теплым утюгом. Изделие должно быть сухим, так как малейшие капли воды могут образовать разводы.
Синтетические ткани стирать при температуре 30-40º, в противном случае они могут дать усадку. Сушка в расправленном виде позволит избежать заломов на одежде. Даже если после стирки и сушки вещь мятая, глажка на температуре до 200º исправит ситуацию.
Перед покупкой уделите внимание рекомендациям по уходу. Так вы сможете сделать верный выбор.
Разнообразие сарафанов
Русская народная одежда очень разнообразна. Женский костюм, особенно который предназначался для празднеств и гуляний, отличался невероятно красивыми красками, вышивкой. На нем присутствовали ленты, жемчуг, узоры. Несмотря на то, что сарафан в русском стиле имел простой крой, но он имел множество типов.
Шикарный русский сарафан
Наиболее популярными считались:
- глухой (из одной или двух частей полотна) с косыми клиньями сарафан наподобие туники;
- с косыми клиньями, швом в центре, который дополнительно декорировался либо распашной;
- «московский» — прямой фасон, в котором присутствовал лиф, другое его название «прямой» или «круглый»;
- прямого кроя с прилегающим лифом на кокетке (полуплатье).
Первый тип чаще всего называли костолан, шушун, саян. Он отличался наличием цельной передней части. Первый прототип такого наряда шился из цельного, сложенного пополам куска полотна. По бокам иногда делались вставки: прямые либо скошенные к верху отрезки ткани. Постепенно он трансформировался в подобие туники, которое было очень популярно в европейской части, в районе Урала и в Сибири. В конечном своем варианте он имел достаточно широкие плечи и не очень большие овальные проймы для рук.
Распашной тип шился из трех отрезков полотна. Первые два шли на переднюю часть, третий – на заднюю. Снизу в боковые части вставлялись специальные короткие и косые клинья-вставки, которые использовались для расширения подола. Спереди сарафан застегивали на пуговички или же петли. В некоторых случаях он просто сшивался. Особую популярность этот фасон получил в отдельных областях только в 19-ом столетии.
Старинные распашные сарафаны
Московский фасон стал популярен также, как и предыдущий, только в 19-ом столетии и преимущественно среди крестьян. Для его изготовления в основном использовались фабричные шерстяные ткани. Хотя иногда, если одеяние предназначалось не для работы, его украшали лентами, вышивкой, а материалом для создания служил сатин, ситец, шелк, парча. Он имел вид достаточно высокой юбки, к которой сверху крепились тонкие лямки. Последние делали либо из основного материала, либо из тесьмы.
Такой фасон, к слову, популярен и в современных моделях сарафанов
Сарафан с лифом появился гораздо позднее. Это более современная модель, которая состоит из пышной юбки и плотно прилегающего к груди лифа.
Более современная версия традиционного русского сарафана
Модные фасоны и стили сарафанов
Для офиса подойдут лаконичные модели ограниченные рамками дресс-кода. Цвет этих моделей может быть практически любой, но он сдержанный. Из рисунков может быть клетка полоска, какой-то орнамент. Наиболее приемлемая длина — до колена.
Для холодного времени года существуют сарафаны из теплого материала, хорошо сохраняющие тепло. Они отлично сочетаются с водолазками, свитшотами, джемперами.
Модели делового стиля напоминают офисные, но там меньше условностей. Допускается дополнительное декорирование, применение аксессуаров. Длина может начинаться от отметки выше колена. Допускаются более смелые цвета.
Выбор редакции: С чем носить гипюровый комбинезон-шорты, модные тренды 2020 года
Для полных женщин предпочтительнее сарафаны А-силуэта или трапеция, которые позволяют удачно скрыть недостатки фигуры. Дополнительные крупные украшения отвлекут внимание от фигуры. Из материалов предпочтительнее твид или плотный трикотаж.
Женщины возраста 50+ должны выбирать модели в пол или миди, они скрывают небольшие несовершенства. Цвета предпочтительнее сдержанные, допускается наличие аксессуаров.
Для подростков хит этого сезона сарафан из кожи различных фактур – гладкая, рифленая, перфорированная, под рептилию. Длина колеблется от мини до макси. Модели могут быть как простого кроя, так и замысловатого, украшенные различными декоративными элементами – кнопками, заклепками, молниями.
Дизайнеры предлагают вязаные сарафаны. Они смотрятся очень необычно и оригинально. Любительницы экстравагантного стиля будут в восторге.
Модели из джинсовой ткани давно завоевали популярность. Летние, осенние из плотной ткани, спортивные, элегантные – в этой категории можно найти всё, что пожелается.
С чем носили сарафаны?
С момента появления первых традиционных сарафанов, изменились не только их фасоны, но и вещи, которые обычно с ними одевались в комплекте, и составляли единый костюм.
Первоначально для замужних женщин было обязательным ношение поневы. Этот предмет представлял собой подобие набедренной юбки. Шилась она из трех частей полотна и была либо глухой, либо распашной. Ее длина напрямую зависела от длины рубахи, которую одевала женщина. При этом, чем моложе была обладательница, тем ярче была понева. В некоторых областях ее декорировали сложными узорами, в других больше использовалась бахрома, бисер и металлическое кружево.
Внешний вид поневы мог сильно отличаться
Одежда отличалась и в разных регионах: на фото курский костюм с поневой
Чуть позже появилась душегрея, которая была весьма неоднозначным предметом: для состоятельных слоев населения она была повседневным одеянием, в то время как крестьяне одевали ее только на гуляния и на празднества.
Душегрея — это, своего рода, жилетка на лямках
Постепенно душегреи сменились более современной верхней одеждой. Появились красивые жакеты, пальто, которые также хорошо дополняли весь ансамбль.
LiveInternetLiveInternet
РУБАХА
Смотреть схему
Рубаха представленная наиболее поздним вариантом — с прямой кокеткой. Верхняя часть такой рубахи чаще шилась из белой покупной ткани. Рукава — широкие, по локоть или чуть ниже, с широкой оборкой . На кокетке, манжетах, оборках — вышивка цветочных мотивов крестиком, тамбурным швом или гладью. Нижняя часть («стан», «станушка») — из более грубой «самотканой» ткани. Нередко подол рубахи украшался ткачеством, вышивкой крестом, узкой полоской перевити, добавлялось филейное или вязанное крючком кружево.
Каргопольский костюм 19 века состоял из длинной рубахи, расшитой по рукавам и подолу,сарафана, и своеобразного головного убора-сороки.
Смотреть схему
Сарафан состоит из 7-ми полотнищ. Лямки удлиненные. В Безводном такой сарафан называется «москалем». Шили его из дорогих шелков, и был украшен золотым позументом или кружевом. Спереди он начинается над линией груди, а по спинке — чуть выше линии талии. Грудка по отношению к спинке приподнята. Сарафан посажен на подкладку из фабричной х/б ткани. По низу изделия пришита широкая бахрома (10 см.).
Костюм девушки нижегородской губернии состоял из рубахи, шелкового сарафана, шелковой или парчевой распашной одежды, называемой кафтанчиком. Голова украшалась девичьей повязкой. Весь ансамбль дополнялся нагрудным праздничным украшением «ожерельи». В Нижегородской губернии его носили девушки и женщины. Оно представляет собой полосу кумача или красного шелка, расшитую бисером, пуговицами или стразами. Снизу к полосе прикреплялись фигурные цепочки и нити из бисера и стеклянных бус. Завязывались «ожерельи» лентами.
РУБАХА
Смотреть схему
Представленный образец был выполнен из белой х/б ткани. При сшивании прямоугольных полотнищ переда, спинки и рукавов, образуется большой четырехугольный вырез горловины. Край горловины оформлен в виде фигурной сборки (рис. 1.19) . Такой прием нередко встречается в нижегородских рубахах. Рукав, в результате сборки горловины и пришитой ластовицы получается широким, что создает дополнительное удобство при носке этого изделия. Манжета рубахи состоит из четырех полос, из которых три украшены плотной фигурной сборкой, а четвертая образует пышную сборку с нашитым по краю кружевом, так же фигурно собран и край самого рукава (рис. 1.20).
НИЖЕГОРОДСКИЙ КАФТАНЧИК
Смотреть схему
К шелковому сарафану в обязательном порядке полагалась шелковая или парчовая нагрудная распашная одежда, называемая по-разному: «душегрея», «епанечка», «холодник», «кафтанчик». Заготовки для кафтанчика вышивали мастерицы в центрах золотошвейного промысла, находившихся в Городецком и Арзамасском уездах Нижегородской губернии. Если шили по бархату, обычно бордового цвета, то фон просматривался между фрагментами золотного шитья, контрастно подчеркивая его. Иногда вышивка выполнялась золотом по холсту, тогда фон сплошь застилали серебряными нитями. Нижегородский кафтанчик Х1Х века имел целый ряд отличительных особенностей: он был вышит золотой и серебряной нитью, стеганный на вате или кудели, на спинке располагалось 17 крупных трубчатых складок, называвшихся в Безводном «борами».
ДЕВИЧЬЯ ПОВЯЗКА
Нижегородские девичьи повязки шились в виде прямой полосы ткани, обшитой металлическим галуном в один или несколько рядов, и украшены по очелью объемным орнаментом, выполненным в технике «сажение по бели» и расшитым жемчугом, стразами, бусом. Край очелья обрамлен узорной поднизью в виде фестонов. При надевании повязка принимает форму усеченного к верху конуса за счет плотного картона, подложенного под центральную часть повязки Завязывается повязка тесьмой, продетой в прошитые с изнанки петли. К краям пришиты длинные муаровые или штофные ленты, украшенные золотой бахромой. Тесьма завязывалась под косой, а ленты ее прикрывают. В самом нарядном варианте костюма девушки Безводного подтыкали еще одну ленту, к которой прикалывали шелковый бант другого цвета, спускающийся к концам подола сарафана.
Девушка на выданье из Скопинского уезда носила особый наряд, в цветовой гамме которого основную роль играл белый цвет домотканого шерстяного и льняного полотна. Он состоял из длинной рубахи , поверх которой надевалась туникообразная шушка. К шушке полагался широкий черный шерстяной пояс, украшенный на концах тремя поперечно расположенными полосами ромбовидного узора с металлическими блестками. Между ними — темно- красные полоски х/б ткани, желтые шелковые ленты, декорированные стеклянными пуговицами. Концы пояса завершены короткими кистями темно-коричневого цвета. Такой костюм обычно дополняли шейные и нагрудные украшения из бисера «чопки» и «разметки», а также девичья повязка золотного шитья с пушками около ушей.
РУБАХА
Смотреть схему
Верхняя часть рубахи изготовлена из четырех полотнищ отбеленного льна. По — видимому, это поздний вариант кроя девичьей рубахи (ее могла носить и молодая женщина). Первоначально рубаха была цельнокроеной. В верхней части переднего и заднего полотнища, а так же небольшие прямые полики присобраны в мелкие густые сборки под невысокий вороник — стойку. Прямые рукава, сшитые из цельных полотнищ кумачовой ткани, внизу присобраны под неширокие манжеты в мелкие сборки, зафиксированные с изнаночной стороны. Манжеты застегивались с помощью воздушных петель. Под рукава вшиты квадратные ластовицы. Рязанская рубаха очень нарядна. Она украшена по воротнику, линиям поликов и грудного разреза счетной вышивкой. Места соединения рукавов и поликов отмечены декоративными нашивками из полос красного коклюшечного кружева и черной тесьмы с металлическими блестками. Яркие кумачовые нашивки обрамляют также грудной разрез. Манжеты украшают полоски золотого шнура с нашитыми рядами металлических блесток и бисера. По низу подола проходит нашитая широкая красная тканая кайма с тремя рядами узких полосок. Кайма на девичьей рубахе должна быть видна из-под верхней одежды — шушки.
ШУШКА
Смотреть схему
Шушка сохранила архаичный туникообразный крой: центральное полотнище плотного шерстяного домотканого полотна бело — серого цвета перекинуто спереди назад; в месте сгиба прорезана горловина У- образной формы; по бокам пришиты более короткие полотнища и в верхней части — недлинные рукава. Под рукавами вшиты маленькие ромбовидные ластовицы. Декоративное решение шушки подчеркнуто скромно: единственным цветовым акцентом одежды является шерстяная темно-коричневого цвета обшивка, обрамляющая вырез горловины, края рукавов и подола (рис. 1.26). К шушке полагался широкий черный шерстяной пояс, украшенный на концах тремя поперечно расположенными полосами ромбовидного узора с металлическими блестками. Между ними — темно- красные полоски х/б ткани, желтые шелковые ленты, декорированные стеклянными пуговицами. Концы пояса завершены короткими кистями темно-коричневого цвета
Девичий костюм Вятского уезда состоит из рубахи, сарафана, передника, нижних юбок и вязаного пояса.Рубаха с сарафаном могла дополняться нарядным передником — фартуком (рис.1.25), завязывающимся по талии. Это поздний вариант кроя передника, бытовавший в крестьянской среде. Он сшит из двух полотнищ, присборенных под неширокую обшивку, к краям которой крепятся завязки. Ткань соткана из белых, красных, желтых льняных нитей в сложной технике многоремизного ткачества с узором из поперечных полос, заполненных геометрическими фигурами. На талии обязательно завязывался длинный неширокий пояс, который был связан на спицах или тканый с кистями на концах. Под сарафан было принято надевать по несколько юбок, которые зрительно увеличивали полноту девушки, а также служили ей нижним бельем.
РУБАХ
Смотреть схему
Основу костюма составляет длинная рубаха, являющаяся архаичным видом как женской, так и мужской одежды. Вятская рубаха составная, прямого покроя. Ее верх — «воротуха» — изготовлен из тонкой отбеленной льняной ткани шириной 35 см.. Передняя и задняя части сшиты из полутора прямых полотнищ, соединенных вверху рукавами. Крой рукава особый, древний, получивший название » по топорному» (5). Рукав состоит из одного скошенного к запястью полотнища, имеющего в верхней части прямоугольный выступ, и одного клиновидного куска ткани меньшей длины с разрезом для вшивания ластовицы. Оно расширяет нагрудную часть и позволяет руке свободно двигаться. Верхние края передних и задних полотнищ и рукавов присборены под неширокую обшивку, образуя округлый вырез горловины с разрезом посреди груди и застежкой металлическим крючком. Нижняя часть рубахи — станина сшита из прямых и одного скошенного полотнища из льняных нитей более грубой выделки.
САРАФАН
Сарафан «московец» прямого кроя сшит из семи прямых полотнищ с лифом . Переднее полотнище собрано в защипы под кумачовую обшивку, а боковые и задние — в частые сборки под лиф. Он представляет собой широкую центральную прямоугольную полосу с верхним фигурным краем и двумя клиновидными вставками с изнанки продублирован серым холстом. Узкие лямки обшиты х/б тканью и крепятся на груди и середине спины. К краям переднего полотнища пришиты длинные, узкие завязки, поддерживающие грудь. По подолу проходят две полосы — нашивки ярко-синего цвета из х/б ткани. Полотнища сарафана сотканы из льняных и покупных х/б нитей в технике полотняного плетения » с перебором «. Ткань сарафана отличается подчеркнутой декоративностью. По оранжевому фону расположены неширокие поперечные полосы, расцвеченные красными, белыми и синими нитями.
Венчальный костюм включает в себя белую составную рубаху, темно-синий домотканый льняной сарафан прямого покроя, плетеный пояс. Невеста дополняла наряд бусами.
РУБАХА
Смотреть схему
Верхняя часть рубахи сшита из трех прямых полотнищ фабричной ткани с разрезами посередине груди. Прямые рукава из цельных полотнищ доходят до локтей, где собираются в частые сборки под обшивки. Верхние края полотнищ и средние части рукавов, собранные в частые сборки образуют округлый вырез горловины. К нему крепится густая оборка, пришитая по верху бейкой. Под рукавами вшиты ромбовидные ластовицы. Нижняя часть рубахи — «станина» сшита из трех прямых полотнищ и одного клина грубого домотканого льна. Обрядовое значение подчеркивает вышитая белыми нитями в верхней части станины с правого бока фаллическая фигура, наделенная, очевидно продуцирующим значением. Оборки рукавов, обшивки украшены вышитыми крестом узорами, выполненными нитями красного и черного цветов. Мотивы орнамента из много лепестковых цветков, плодов и листьев. По краям горловины и оборок пришиты полосы белого фабричного кружева, придающие белоснежной рубахе легкость и воздушность.
САРАФАН
Смотреть схему
Сарафан сшит в виде высокой юбки (рис. 1.30) из семи прямых полотнищ темно-синей ткани. Два передних полотнища на 10 см длиннее задних, с которыми они соединяются треугольными боковыми вставками. В верхней части, на спине и груди, полотнища собраны под узкую обшивку и мелкие защипы (на спине — встречные), зафиксированные по лицевой стороне красной шерстяной нитью. Посередине груди имеется небольшой разрез, застегивающийся на пуговицу. Длинные узкие лямки крепятся на груди и середине спины. По низу сарафан украшен крупным орнаментом, выполненным в технике аппликации из красного узорного ситца: цепочку ромбов с обеих сторон обрамляют неширокие горизонтальные полосы. В верхней части сарафана края отмечены красной ситцевой бейкой.
РУБАХА
Смотреть схему
Рубаха имеет составную конструкцию . Верхняя часть рубахи изготовлена из х/б домотканины в технике полотняного переплетения и выборного ткачества и фабричной ткани оранжевого цвета. Спинка сшита из двух прямых полотнищ, одно из которых заворачивается наперед, образуя боковую часть. На другом боку располагается небольшая составная прямоугольная вставка; нагрудная часть представляет собой широкую прямоугольную полосу фабричной х/б ткани. Полотнища и вставки соединены между собой небольшими плечевыми вставками — прямыми поликами, пришитыми по утку. Верхние края поликов, полотнищ и вставок собраны в сборки под узкую обшивку, образуя каре образный вырез горловины с разрезом по середине груди, застегивающимся на две пуговицы с воздушными петлями. Края манжет украшены небольшими оборочками из тонкой шерстяной ткани розового цвета. Под рукава вшиты квадратные ластовицы. Узор рубахи выполнен в технике нечасто встречающегося в крестьянском рукоделии выборного ткачества. Основными мотивами орнамента являются геометризованные цветы-звезды, косые кресты, лучеобразные фигуры. На поликах и верхней части рукавов располагаются полосы из разновеликих антропоморфных фигур.
САРАФАН
Смотреть схему
Сарафан прямого покроя сшит из одного поперечного полотнища ткани, изготовленного в технике поперечного переплетения из шерстяных, х/б и льняных нитей, с узором в виде ярких, узких, разноцветных полос. По боковым сторонам грудка заложена в защипы под узкую обшивку-тесьму. С изнаночной стороны она продублирована темным сукном. На спине полотнище в верхней части собрано частыми складочками, зафиксированными с верху тесьмой — обшивкой и на середине спины с изнанки узкой полоской холста. Сарафан имеет длинные, узкие лямки. Подол изнутри подшит холстом
схема
Конструкция кокошника состоит из трех частей: лобной части и двух клинов. При сшивании они образуют нечто, напоминающее шапочку. Лобная часть усилена картонной прокладкой. Кокошник посажен на подкладку из ситцевой ткани. Вышивка лобной части выполнена в виде геометрического орнамента в технике «золотное шитье», верхняя часть головного убора заполнена орнаментом стилизованного растительного мотива.
Схема
Конструкция кокошника состоит из 3 частей: лобная часть, затылочная часть, и широкая обтачка низа изделия . На кокошнике имеется застежка в виде металлических крючков. Выполнен кокошник из бархата и украшен золотным шитьем. Орнаментация вышивки — стилизованные растительные элементы
Схема
Конструкция кокошника состоит из трех частей. Выполнен образец из бархатной ткани, украшен вышивкой золотного шитья стилизованными растительными элементами. Парчовый штоф с геометрическим рисунком является очельной часть кокошника. Кокошник посажен на подкладку. Обычно поверх кокошника надевался платок.
Схема
Развертка «сороки» имеет 3 основные части — очелье, позатылень и специальная нашивка из основной ткани, которая удлиняет позатылень. Конструкция имеет жесткий каркас — вшитую картонную полосу высотой 20см. Завязки шириной 5 см из ситцевой ткани, крепятся к очелью. Головной убор посажен на подкладочную ткань. Выполнен образец из бархатной ткани. Очелье богато украшено золотным шитьем, цветными стразами и нашитым парчовым позументом. Нашита тесьма из разноцветного бисера, по краям очелья пришита бахрома. Позатылень украшен вышивкой в технике «золотное шитье», орнаментация выполнена в виде растительных мотивов. К низу нашивной части позатыльня пришиты три пышных кисти красного и зеленого цвета. Декоративным соединением очелья и позатыльня являются две полоски золотной тесьмы.
Схема
Свадебный головной убор «сорока» состоял из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно «сороки» каблукообразной формы. Сорока является древним по способу ношения головным убором русской женщины. Основу свадебного головного убора воронежской крестьянки составляет кичка — твердая налобная часть в виде подковы с торчащими вверх большими рожками, обшитая кумачом. К ней крепится кусок холста, края которого присобраны на тонкий шнур — «вздержку». Кичку одевают на голову на уровне лба и тщательно закрывают холстом женские волосы, затем фиксируют шнуром ткань на голове. Затылок прикрывают позатыльньником — прямоугольной полосой расшитого золотыми нитями бархата, закрепленного для жесткости на картоне, к верхней части и боковым сторонам которого пришиты полосы шелковой ткани с завязками по краям. Их перекрещиваю на лбу, и несколько раз обвязывают вокруг рожек, таким образом, плотно скрепляя кичку с позатыльнем. И, наконец, сверху на рожки надевают сверкающую золотом маленькую сороку, которая венчает все это сооружение. Основными мотивами орнамента золотой вышивки на позатыльне и по верху сороки являются «древа», аналогичные подобным изображениям на рукавах свадебной рубахи.
Конструкция повойника состоит из 2 частей: лобной и теменной. Теменная часть повойника присборена, что создает небольшой объем изделия. Изделие посажено на подкладку из ситцевой ткани. Выполнен образец из бархатной ткани бордового цвета и богато украшен золотным шитьем. Орнаментация теменной части представляет собой стилизованные растительные мотивы. Лобная повойника имеет украшение из парчового штофа, на котором имеется орнамент в виде геометрических фигур. Штоф нашит на лобной части повойника. Повойники использовались как в дополнении нарядной, так и рабочей одежды. Носили его женщины замужние
Схема
Конструкция головной повязки проста , представляет собой прямоугольный шаблон из картона, обтянутый куском красной ткани. Часто встречаются экземпляры с «ушками». К концам шаблона пришивались завязки — лента. В основном встречаются образцы повязок, выполненных из ткани красного цвета (цвета солнца). В качестве украшения на повязках использовалась золотная тесьма с фестонами, золотное шитье, рубленный перламутр, бисер, цветные стекла, фольга, низание по бели бисером. Поверх повязок одевался платок или шаль с бахромой
Трансформация одеяний под грузом современности
Русский сарафан стал запрещен к ношению, как и некоторые другие элементы, которые в совокупности создавали неповторимый народный костюм, Петром І. В то время правитель решил, что наряд «по моде» должен быть больше европейский, чем традиционный. Национальные сарафаны, пальто, шубки и кокошники, которые покрывала вышивка и узоры, стали заменять на европейские одеяния.
Вместо традиционных сарафанов, женщины из высшего общества должны были носить платья европейского типа
При этом, по указу Петра, было не только запрещено носить русский костюм. Также был запрет на продажу вещей, которые несли в себе русский характер: высокие юбки, сарафаны, пальто, жакеты и полушубки. Тем, кто ослушался, вменялось наказание в виде штрафов. Из-за этого традиционный костюм стал все меньше и меньше использоваться в народе. В основном это льняное одеяние осталось в обороте у бедных слоев населения, которые и донесли традиции до наших времен.
Именно сельские женщины стали хранительницами традиционного русского костюма
Сейчас же в моде более современные и практичные вещи. В наши дни редко встретишь льняное либо шелковое одеяние, которое полностью повторяет культурные обычаи того времени. Однако, если внимательно проследить за тенденциями, тут и там в коллекциях как отечественных, так и иностранных дизайнеров можно заметить отголоски прошлого: юбки с высокой талией, сарафаны, пальто и жакеты отдаленно напоминают те национальные наряды, которые отображают культуру России.
Особенности русского костюма
Ткани для сарафанов по сезонам
Лёгкие летние
Для изготовления летних сарафанов преимущественно используются такие ткани, как шёлк, хлопок, шпатель и шифон.
Лёгкие открытые платья без рукавов — отличный выбор как для повседневного, так и для парадно-выходного наряда.
Шерстяные
В холодное время года для работы можно приобрести изделие из тонкой шерсти.
Существует масса вариантов шерстяных сарафанов для офиса: асимметричные вариации, фантазии на тему народных мотивов и модели, имеющие завышенную линию талии.
Трикотажные
Трикотаж — один из наиболее комфортных материалов. Одежда из трикотажа отлично подчёркивает фигуру.
Модель, выполненная из подобного материала, обладает рядом преимуществ, к которым относятся:
- практичность и долговечность;
- хорошая воздухопроницаемость;
- простота в уходе;
- доступная стоимость;
- изобилие фасонов и цветовых решений.
Кожаные
Модели, сшитые из гладкой, перфорированной и тиснённой кожи выглядят очень эффектно. Это одновременно и практичный и красивый вариант.
Модный анимал-принт с выделкой под рептилию, мягкая наппа либо обычная жёсткая кожа придаст внешности нотки «дикости».
Современные тенденции
Сарафан способен украсить любую женщину, сделать ее облик стройным и величественно красивым. Об этом знают модные дома и поэтому часто используют предмет гардероба для создания наряда, подчеркивающего высокую одухотворенность.
В коллекциях «Валентино» и других знаменитых брендах можно увидеть русский сарафан, выполненный на новый лад. Фасон в современном стиле имеет несколько другой формат, но основную идею модельер позаимствовал у традиционного наряда славянского народа.
Модели в представленной коллекции имели длину макси, миди и мини. Необычайные узоры, рассыпанные по всему периметру, создавали тонкую атмосферу веры, духовной силы и любви. Ткань вышивают вручную, и она имеет уникальный рисунок. Современные фасоны украшают камнями, мехом и узорными аппликациями. Для пошива используют натуральные ткани с насыщенными, яркими рисунками.
Немного истории
В начале XIV века впервые появился русский сарафан. Изначально он относился к мужскому гардеробу воевод и был в обиходе у великих князей. Материал для нательной рубахи использовали натуральный, лен или ситец. Часто изделие носило название сукман, сарафанец, кумачник.
Позже во времена правления Петра I, сарафанец был изгнан из гардероба знатных особ мужского пола и его отнесли к одеянию простолюдинок, дочек купцов. Женская половина взялась за атрибут и стала украшать его, вышивками, орнаментами, узорами и бахромой.
Возвращение сарафана на его почетное место пришло вместе с правлением Екатерины II. Придворные дамы охотно приняли приход наряда, ведь его можно было комбинировать с рубахой, жилеткой, пальто и другими теплыми вещами.
В 1834 году был оглашен указ «О женском придворном платье с национальными мотивами». Сарафан вернулся в женский гардероб дворян и придворных и просуществовал до 1917 года, занимая почетное место.
Поскольку сарафан приобрел звание национального наряда, к нему стали применять русские мотивы, росписи и орнаменты. Каждому изделию, отводили свой цвет. Свадебные и праздничные наряды выполняли в красных цветах. У каждой губернии были свои цветовые исполнения сарафана с определенным орнаментом. По внешнему виду изделия можно было определить, из какого административно-территориального деления России приехали гости.
Традиционный русский народный костюм
Русский сарафан. История появления
Слово «сарафан», по мнению ученых, произошло от иранского «sapara», которое означало – «надетый с головы до ног». При этом первоначально слово означало плечевую одежду мужчин. Немного истории…
В современном понимании «сарафан» считается термином, который означает русские традиционные одежды с лямками для горничных. Сарафан являлся народным женским костюмом в северных и центральных российских губерниях, затем перекочевал в Сибирь, и только потом стал очень модным в южной части страны.
Древние русские сарафаны были косоклинными и прямыми. Наиболее старые из них по своему крою напоминали рубаху в виде туники, поскольку центральное полотно было согнуто пополам, а сбоку пришито пару косых клиньев. Создавались они из шерстяных либо домотканых материалов синего, красного, белого либо черного цвета.
До первой половины 20 века такие русские сарафаны сохранились в некоторых Воронежских уездах в качестве элемента костюма девушек.
Стильные образы
Недостаточно просто выбрать подходящий по цвету и фасону сарафан. Для создания полноценного лука нужно, чтобы все детали образа хорошо сочетались между собой.
Простой, но интересный лук получится на основе сарафана с сине-белым узором. Его подчеркнет контрастный красный пояс и вышитая красными нитями рубаха, одетая под низ. Наряд смотрится аутентично и очень привлекательно.
Более нарядно смотрится лук, дополненный кокошником. Синее атласное платье с цветочным узором и широкими бретелями хорошо смотрится в сочетании с белой рубахой с широкими рукавами. Изысканный кокошник белого цвета и бижутерия, подходящая по стилю отлично дополнят такой лук.
Еще один вариант образа, который понравится современным девушкам – сочетание укороченного красного сарафана с простой белой рубашкой, вышитой алыми нитями. Украшение для волос завершает образ, делая его полноценным.
Русские сарафаны, как и многие вещи в национальном стиле, сейчас пользуются популярностью среди модниц. Более простые наряды подойдут и для повседневной носки, в то время, как изысканные сарафаны подойдут для соответствующих торжеств или выступлений.